Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ЛЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА В СТАЦИОНАРЕ

 

Kufner H., Feuerlein W. In-patient treatment for alcoholism. A multi-centre evaluation study. Berlin, etc.: Springer-Verlag, 1989. 381 p.

 

Рецензируемая книга посвящена описанию результатов и методов исследования, проведенного в ФРГ в 1980—1984 гг. Его цель изучить, как осуществляется лечение алкоголизма

 

166

 

в стационарных условиях.

Книга содержит 16 глав и приложения, состоящие из таблиц. Всего в книге 19 рисунков и 402 таблицы. Следует особо отметить, что большая часть главы I посвящена подробному обзору литературных источников по рассматриваемой проблеме.

В исследовании приняли участие 1410 пациентов (73 % мужчин и 27 % женщин; средний возраст — 39 лет) из 21 лечебного центра, имеющего программу стационарного лечения алкоголизма (количество коек—от 10 до 169; продолжительность лечения — от 6 недель до 6 мес; совместное лечение мужчин и женщин — в 13 центрах, лечение отдельно женщин — в двух и мужчин—в шести центрах). Осуществлялась четырехкратная регистрация показателей (как через интервью, так и с помощью заполнения различного рода опросников): в начале лечения (в первые 14 дней после поступления в стационар), в конце лечения (в последнюю неделю лечения), через 6 и 18 мес после выписки. Обобщены также данные, собранные в страховых компаниях и пенсионных фондах, которые оплачивают лечение больных алкоголизмом в ФРГ.

Авторы ставили задачу получить ответ на вопрос, существуют ли особенности стационарного реабилитационного лечения алкоголизма, приводящие к определенным результатам у определенных групп пациентов. Тип исследования оценивается как: проведенное на базе большого числа лечебных центров (что позволяет охватить все существующие в ФРГ программы стационарного лечения алкоголизма); перспективное панельное исследование; пилотажное исследование; исследование, фиксирующее результаты, а не процесс; основывающееся на эмпирическом, прагматическом подходе без какой-либо унифицированной теоретической концепции. Авторы рассматривают «результаты, как не более чем эмпирические ключи к разгадке причинных связей, которые непременно требуют дальнейшего подтверждения в других исследованиях» (с. 270).

При изучении эффективности воздействия различных лечебных программ (различающихся по: сроку пребывания в центре; количеству часов, отводящихся на проведение индивидуальной и групповой терапии, а также терапии родственников пациента; применению других видов терапевтического воздействия, например трудотерапии, акупунктуры, массажа, гипноза и пр.; степени вовлечения в программу лечения родственников или значимых знакомых пациента; степени участия пациента в составлении лечебного плана и плана осуществления послелечебных мероприятий; наличию процедуры составления жизненного плана и др.) возникает трудность в связи с тем, что на нее оказывает влияние различие между пациентами (по социодемографическим данным; социальному поведению; реакции на жизненные события; характеру потребления алкоголя и отношению к своему употреблению спиртных напитков; осложнениям и заболеваниям, связанным с употреблением алкоголя; личностным особенностям; отношению к лечению; переживанию терапевтического процесса и другим характеристикам). При регрессионном анализе эффект такого взаимодействия вычитается из общего эффекта лечебной вариации, что, по мнению авторов, может исказить действительную значимость этой вариации, поскольку, возможно, именно эффекты взаимодействия существенно влияют на результат лечения. Поэтому было решено сохранить постоянным, по крайней мере, один воздействующий фактор, обобщающий вариации пациентов, а именно основной прогноз (положительный или отрицательный). Анализ, проведенный отдельно для групп пациентов с положительным и отрицательным прогнозами как для установления взаимосвязей между лечебными вариациями и нормами отказа от алкоголя (abstinence) (стратегия 1), так и для сравнения успешных лечебных центров с менее успешными (стратегия 2), показал, что лечебные вариации, имеющие значимый эффект в каждой группе, сильно различаются. При сравнении лечебных вариаций, выделенных в подгруппах с разными прогнозами, с вариациями, выделенными во всей исследованной группе пациентов, оказалось, что не было ни одной, которая бы имела значимый эффект во всех трех группах и в обеих стратегиях. Была также предпринята попытка с помощью факторного анализа свести все разнообразие лечебных вариаций к трем факторам: 1) активация, 2) ориентация на опеку, 3) контроль. Авторы считают, что для рассмотрения этих факторов в качестве стабильных необходимо их воспроизведение в дальнейших исследованиях.

Одним из критериев эффективности лечения алкоголизма в ФРГ признается отказ от употребления алкоголя, поскольку именно он принимается в качестве главной цели лечения всеми лечебными центрами. Полный отказ означает, что в течение всего периода наблюдения пациент остается трезвым. В данном исследовании количество пациентов, входящих в группу полностью отказавшихся, равно: 67 % (наблюдение через 6 мес после выписки), 53,2 % (наблюдение через 18 мес после выписки) и 42,2 % (при учете

 

167

 

всех выбывших из исследования или отказавшихся принять в нем участие через 6 или 18 мес как «сорвавшихся»), что является очень высоким показателем. Среди других показателей, свидетельствующих об эффективности лечения, называются личностные изменения и рост социальной интеграции (в личностной методике FPIFreiburg Personality Inventory — отмечается снижение на шкалах нервозности, эмоциональной лабильности, возбудимости; в опроснике уверенности в себе и социальной компетентности — Self-Assertiveness Questionnaive — отмечается рост уверенности в себе и веры в себя; в опроснике отношения пациентов к потреблению ими алкоголя — MDA — отмечаются изменения в сторону социально желательных. Обобщая все эти улучшения, авторы указывают на «возросший внешний и внутренний контроль»), снижение числа безработных (с 22,8 до 16,8 %), улучшение ситуации на работе, снижение числа живущих в одиночестве пациентов, улучшение условий жизни, улучшение здоровья (сократилось число дней нетрудоспособности, дней, проведенных в стационарах, и количество больничных листов).

В исследовании обнаружено также, что на результат лечения и дальнейшее поддержание трезвости влияют посещение пациентами групп самопомощи (в ФРГ насчитываются тысячи таких групп), наличие работы, у пациентов-мужчин — уровень стресса, осознание целей лечения, понимание бессилия перед алкоголем, осознание преодолимости проблем без помощи алкоголя, у пациентов-мужчин — ощущение силы эго, у женщин — чувство эмпатии.

Наличие большого числа таблиц, обстоятельный обзор литературы, посвященной алкоголизму, использование широкого спектра методик (как уже существующих, так и созданных для решения конкретных исследовательских задач), привлечение информации о наркоманиях делают книгу полезной для широкого круга специалистов, работающих в области наркологии.

М.Н. Резникова

Москва